О вступивших в силу с 1 июня 2014 года отдельных положениях антитабачного законодательства

С 01.06.2014 вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Федеральный закон № 15-ФЗ).

Перечень запрещенных для курения территорий закреплен в ст. 12 Федерального закона № 15-ФЗ. Так, помимо территорий и помещений образовательных, спортивных, медицинских учреждений и организаций, помещений социальных служб и занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления; рабочих мест и рабочих зон; лифтов и помещений общего пользования многоквартирных домов; детских площадок, общественного транспорта и др. курение с 01.06.2014 запрещено на следующих территориях:

- в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

- в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

- в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

- на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении.

Употребление табачной продукции на вышеперечисленных территориях влечет наложение на гражданина административного штрафа в размере от 500 руб. до 1,5 тыс. руб в соответствии со ст. 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Исключение составляет курение на детских площадках – в таком случае предусмотрен штраф в размере от 2 тыс. до 3 тыс. рублей.

Еще одним значимым изменением в «антитабачном» законодательстве является обязанность вещателя или организатора демонстрации при демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения или программы.

Кроме того, в действие вступили положения, касающиеся ограничения торговли табачной продукцией и табачными изделиями.  Розничная торговля табачной продукцией осуществляется только в магазинах и павильонах. Запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не относящихся к магазинам и павильонам, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами. Исключением является отсутствие в населенном пункте магазинов и павильонов – в таком случае допускается торговля табачной продукцией в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией.

Вместе с тем расширен перечень территорий, на которых запрещается розничная торговля табачной продукцией. С 01.06.2014 торговля запрещается также на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, портов, на станциях метрополитенов, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.

Важным нововведением является запрет на торговлю табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговом объекте. Информация о табачной продукции доводится продавцом до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков.

Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой продукции с учетом запрета продажи табачной продукции несовершеннолетним, установленного ст. 20 Федерального закона № 15-ФЗ.

За нарушение перечисленных ограничений и запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями предусмотрена ответственность. Так, за демонстрацию табачной продукции в торговом зале владельцы магазинов и павильонов могут быть привлечены к административной ответственности в виде административного штрафа в размере от 30 до 50 тыс. руб. За продажу табачных изделий дистанционным способом (например, через сеть Интернет) гражданин должен будет заплатить штраф в размере от 2 до 3 тыс. руб. Указанные размеры штрафов предусмотрены ст. 14.53 КоАП РФ.

 

К вопросу о роли органов внутренних дел в борьбе с нарушениями Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» 

За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая (в части возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью), административная ответственность.

 Различные составы правонарушений «антитабачного» законодательства и ответственность за их нарушение предусмотрены КоАП РФ. Правом рассматривать дела об административных правонарушениях, связанные с потреблением табачной продукции и правилами ее продажи, наделены различные органы власти  в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии со ст. 23.3, ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ сотрудники органов внутренних дел (полиции) уполномочены составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.24 КоАП РФ (нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах), в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах.

Кроме того, органы внутренних дел правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 14.3.1 КоАП РФ (спонсорство табака либо стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака), в части привлечения к административной ответственности за распространение табачной продукции или табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков.

Не смотря на то, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.23 КоАП РФ (вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака) рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, согласно п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ органы внутренних дел наделены правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей КоАП РФ.

Согласно приказу МВД России от 05.05.2012 № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» протоколы по вышеуказанным составам административных правонарушений вправе составлять следующие категории должностных лиц: начальники территориальных органов МВД России; заместители начальников территориальных органов МВД России – начальники полиции; заместители начальника полиции; оперуполномоченные всех наименований; начальник    подразделения  по организации деятельности участковых уполномоченных полиции и  по  делам  несовершеннолетних и его заместитель; старший участковый уполномоченный полиции, участковый уполномоченный полиции; должностные лица подразделений по организации применения административного законодательства; начальник дежурной части; заместитель начальника дежурной части; начальник дежурной смены; старший оперативный дежурный; оперативный дежурный; должностные лица подразделений организации дознания.

С сообщениями  о совершенных правонарушениях граждане могут обратиться в дежурную часть любого территориального органа внутренних дел.

Таким образом, вступившие в силу изменения значительно расширили сферу действия Федерального закона № 15-ФЗ и установили дополнительные запреты и ограничения в целях охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табачной продукции. Органами внутренних дел в пределах своей компетенции принимаются все возможные меры по выявлению и реагированию на сообщения о совершенных административных правонарушениях в установленном законом порядке.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2021, МВД России